Что же такое педагогическая технология?
На протяжении ХХ в. делалось немало попыток
«технологизировать» учебный процесс. До середины 1950-х гг.эти попытки были в основном
сосредоточены на использовании технических средств обучения. В 1960-е гг.это было
связано со становлением и развитием программированного обучения. В 1970-е гг.воздействие
системного подхода привело к общей установке педагогической технологии решать
дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными
целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и контролю. В
условиях современной модернизации образования понятие «образовательная технология» рассматривается и как область
педагогической науки и как конкретная образовательная технология.
В понимании и употреблении термина
«педагогические технологии» наблюдаются существенные разночтения. Так, например,
Г.К.Селевко в книге «Современные образовательные технологии» приводит девять
определений. Педагогическая
технология появилась в 1950-х гг. как противовес традиционному методическому
подходу.
И хотя вплоть до настоящего времени
существует множество трактовок этого понятия, основными характеристиками
образовательной технологии считают:
Ø
Детальное
описание образовательных целей
Ø
Поэтапное
описание (проектирование) способов достижения заданных результатов-целей;
Ø
Использование
обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;
Ø
Гарантированность
достигаемых результатов
Ø
Воспроизводимость
образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога
Ø
Оптимальность
затрачиваемых ресурсов и усилий.
При технологическом
подходе к обучению основной акцент делается на организацию различных видов
деятельности обучаемых, при которых:
Ø
Преподаватель
выступает в роли педагога-менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора
учебной информации
Ø
Информация
используется как средство организации деятельности, а не как цель обучения
Ø
Обучаемый
выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателями, беря на
себя часть ответственности за обучение и контроль, а его личностное и
интеллектуальное развитие выступает как одна из образовательных целей.
Таким образом, новые технологии отдают приоритет развитию деятельности учащихся, а не
накоплению фактов.
Не вдаваясь в подробности дискуссии
о сути термина «образовательная технология», определимся, что образовательной
технологией мы будем называть систему, состоящую из некоторого операционального представления планируемых
результатов обучения, средств диагностики состояния и тенденций ближайшего развития
обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора (построения) оптимальной
модели для данных конкретных условий .
Модель
обучения - это система, в
которую входят методы и организационные формы обучения, образующие её дидактическую
основу, и педагогическая техника, включающая разнообразные средства и приёмы
обучения.
Говоря
о технологическом подходе к
профильному обучению, надо подчеркнуть, что какой-то
универсальной, обоснованной и надёжной
технологии, обеспечивающей связь индивидуальных образовательных
потребностей учащихся и поля возможностей их удовлетворения, пока не найдено.
Но есть технологии, проверенные в
ходе эксперимента по профильному обучению, которые формируют ключевые
компетенции, общеучебные умения и навыки,
реализуют на практике деятельностный и личностно ориентированный
характер образования, создают условия для перехода от образования к
самообразованию.
Использование технологий, речь о которых пойдёт дальше, позволяет сделать ученика субъектом
образовательного процесса. Ученик на любом уроке должен выполнить следующий
набор действий:
ü
Постановка проблемы, формулирование задачи;
ü
Обсуждение
критериев желаемого результата (продукта);
ü
Поисковая работа
с информационными источниками;
ü
Самостоятельное,
коллективно-распределительное создание продукта;
ü
Предъявление
своего продукта другим, участие в обсуждении результатов других, взаимооценка;
ü
Самооценка,
коррекция результатов.
А теперь набор
тех технологий, которые могут решить сложные проблемы профильного обучения:
1.Технология
обучения в сотрудничестве
2.Технология
«Дебаты»
3. Технология развития критического мышления.
4.Технология учебного проектирования
5.
Метод «мозгового штурма»
6.Модульная технология
7. Образовательная технология ТОГИС
8.Технология работы с учебным текстом
9.Технология научно-исследовательской деятельности
10.Новые образовательные
информационные технологии, в основе
которых лежит использование открытого информационного пространства
|