Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 20.05.2024, 16:15

Сайт учителя русского языка и литературы Сапа Александра ...

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [21]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Тесты по теме "Введение в литературоведение"
[ Скачать с сервера (274.0 Kb) ] 23.12.2009, 16:07
10 класс (социально-гуманитарный профиль) Контрольный тест по теме «Введение в литературоведение» Вариант IВариант II
I.Соотнесите понятие и варианты определений. Выберите один правильный ответ:
1.Тема – это:1.Проблема – это:
А.Объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих автора в произведении, то, что он пытается осмыслить, к чему пытается вызвать интерес читателя А.Объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих автора в произведении, то, что он пытается осмыслить, к чему пытается вызвать интерес читателя
Б Сторона жизни, являющаяся фактором противоречия, та «точка напряжённости», которая особенно интересует писателя Б Сторона жизни, являющаяся фактором противоречия, та «точка напряжённости», которая особенно интересует писателя
В Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому В Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому
2.Пафос – это:2.Идея – это:
А. Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому А. Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому
Б. Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств Б. Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств
В.Представления писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность В.Представления писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность
3.Сюжет – это:3.Композиция – это:
А.Определённое построение и расположение частей, элементов и образов произведения в значимой для автора последовательности; соединение отдельный частей произведения в одно целое А.Определённое построение и расположение частей, элементов и образов произведения в значимой для автора последовательности; структура художественного произведения; соединение отдельный частей произведения в одно целое
Б.Система событий и действий, заключённая в произведении, его событийная цепь в той последовательности, в которой она дана в произведении; развитие событий во времени и пространстве. Б.Система событий и действий, заключённая в произведении, его событийная цепь в той последовательности, в которой она дана в произведении; развитие событий во времени и пространстве.
В.Противоборство, столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия В.Противоборство, столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия
4.Хронотоп - это… A) временная характеристика художественного произведения Б) пространственная характеристика художественного произведения В) пространственно - временная организация художественного произведения Г) хронологическая последовательность сюжетных линий
5.Речевые фигуры – это:5.Речевые тропы – это:
А) Намеренное изменение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение – определяемому словуА) Намеренное изменение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение – определяемому слову
Б) Особые формы синтаксических конструкций, изощрённое сочетание слов, с помощью которых усиливается экспрессивность речи, усиливается сила её воздействия на читателя.Б) Особые формы синтаксических конструкций, изощрённое сочетание слов, с помощью которых усиливается экспрессивность речи, усиливается сила её воздействия на читателя.
В) Обороты, основанные на употреблении слова или выражения в переносном значении, характеризующиеся образностью, двуплановостью, экспрессиейВ) Обороты, основанные на употреблении слова или выражения в переносном значении, характеризующиеся образностью, двуплановостью, экспрессией
II. Выберите из предложенных вариантов пропущенное слово в определении:
1. Вид драмы, противоположный комедии - это: A) драма Б) трагедия В) водевиль Г) эпопея 1.Монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики - это… A) трагедия Б) драма В) эпопея Г) повесть
2.Совокупность фундаментальных содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей чаще всего одного времени - это понятие, обозначающее … A) род Б) литературное направление В) жанр Г) образность2.Род литературы, в котором первичен не объект, а субъект выказывания и его отношение к изображаемому - это… A) эпос Б) эпопея В) трагедия Г) лирика
3. Доминантой человеческой природы объявил чувство, а не разум… A) романтизм Б) критический реализм В) символизм Г) сентиментализм3.Разлад между идеалом и действительностью составляет сущность ..?.. двоемирия A) сентименталистского Б) классицистического В) реалистического Г) романтического
4.Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах - это… A) трагедия Б) драма В) комедия Г) мелодрама4.Столкновение противоположных сил в художественном произведении - это.. A) сюжет Б) тема В) конфликт Г) фабула
5.Начальный момент развития событий в художественном произведении - это… A) сюжет Б) кульминация В) завязка г) развязка5.Своеобразное вступление в произведение, эмоционально настраивающее читателя на восприятие, рассказ о событиях прошлого – это… А) завязка Б) кульминация В) пролог г) эпилог
III. Выберите один правильный ответ на предложенный вопрос:
1.В каком литературном направлении главным принципом изображения является «утверждение гражданственности, строгое соблюдение норм и правил "? A) классицизм Б) сентиментализм В) реализм 1.В каком литературном направлении главным принципом изображения является «стремление к правдивому изображению действительности в присущих ей противоречиях»? A) классицизм Б) сентиментализм В) реализм
2. С каким литературным направлением связано творчество В.А.Жуковского? A) сентиментализм Б) классицизм В) романтизм 2.С каким литературным направлением связано творчество М.В.Ломоносова? A) сентиментализм Б) классицизм В) романтизм
3. Продолжите список писателей, творивших в русле критического реализма 19 века: Л.Толстой, Ф. Достоевский, Стендаль… A) Шукшин Б) Ломоносов В) Бальзак3. Продолжите список писателей, творивших в русле романтизма 19 века: В Жуковский, М.Лермонтов, Н.Гоголь… A) Шукшин Б) Гофман В) Фонвизин
4.К какому жанру литературоведы относят произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? А) поэма Б) роман в стихах В) психологический роман.4.К какому жанру литературоведы относят произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души»? А) поэма Б) роман в стихах В) психологический роман
5. Какая сюжетная особенность является общей в «Евгении Онегине» и «Мёртвых душах»? А) Адинамичный сюжет Б) наличие авторских лирических отступлений В) наличие эпилога
IV. Укажите лишнее:
1. A) эпос Б) лирика В) эстетический идеал Г) драма1. A) трагедия Б) комедия В) роман Г) метафора
2. A) идея Б) жанр В) сюжет г) стилистика2.A) трагедия Б) драма В) баллада Г) стилистика
3. «Евгений Онегин», «Вий», «Полтава», «Медный всадник»3. «Ася», «Мёртвые души», «Портрет», «Тарас Бульба»
4. А) Арбенин Б) Нина В) Шприх Г) Скалозуб4.А) Бэла Б) Грушницкий В) Гагин Г) Максим Максимыч
5.А) сравнение Б) эпифора В) метафора Г) метонимия5.А) олицетворение Б) градация В) симплока г) эллипсис
V.Соотнесите информацию в правом и левом столбиках:
1.1. Сознательная авторская недосказанность, прерывание мысли с предоставлением читателю права самому догадаться о недосказанномА. Парцелляция
1.2. Насмешка, употребление слов в переносном значении, прямо противоположном их обычному смыслуБ.Умолчание
1.3. Вид метонимии, употребление имени собственного в значении нарицательногоВ. .Ирония
1.4. Повторение последнего слова или словосочетания в начале следующей фразыГ. .Антономазия
1.5. Намеренное интонационно расчленение предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложенияД. Анадиплозис
2.1. Дождик лил сквозь солнце , и под елью мшистой Мы стояли, точно в клетке золотой..А. Градация
2.2. Деревья радостно трепещут , Купаясь в небе голубом…Б.Параллелизм
2.3.Не вздумайте бежать. Это я вызвал . Найду,/ Догоню,/ Доконаю,/ Замучу.В. Олицетворение
2.4.В синем море волн хлещут, В синем небе звёзды блещутГ. Сравнение
2.5.Чуждый чарам черный чёлн… Чуждый чистый чарам счастья , Челн томленья , челн тревог …Д. Аллитерация
3.1.Виды темА. Социально-политические, философские, нравственно-этические, национально-исторические…
3.2.Виды проблемБ.Героические, трагические, сатирические, романтические…
3.3.Виды пафосаВ. Психологические, нравственные, этические; локальные, субстанциональные
3.4.Виды композицииГ. Вечные, национальные, исторические, внутрилитературные
3.5.Виды конфликтовД. Линейные, обратные, кольцевые, свободные
VI. Определите, какое из приведённых ниже суждений характеризует систему авторских оценок, проблему, идею, пафос, тему, систему образов, особенности сюжета, особенности композиции (отвечая, ставьте номер суждения и записывайте словами, что оно характеризует):
1.В романе Ф.Достоевского «Бедные люди» преобладает жалость к несправедливо униженному «маленькому человеку».
2.Персонажи комедии Д.Фонвизина «Недоросль» чётко делятся на положительных и отрицательных.
3.В романе М.Горького «Мать» изображена жизнь пролетариата в канун первой русской революции.
4..Возвышенным натурам не дано обрести гармонии, они обречены на одиночество – так можно понять поэму М.Лермонтова «Демон»
5.В пьесе «Баня» В.Маяковский изображает современную ему жизнь с точки зрения «коммунистического далёко».
6.Может ли человек перенести «кровь по совести» - вот главный вопрос романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
7.Прочитав рассказ Л.Андреева «Красный смех», невольно приходишь к мысли, что жизнь человека ничтожна и бессмысленна.
8.По принципу усиления построено описание внутреннего убранства Собакевича в «Мёртвых душах» Н.Гоголя.
9.Одной из важнейших особенностей романа А.Пушкина «Евгений Онегин» является использование лирических отступлений
10.Почти во всех романах Ф.Достоевского есть персонажи-двойники.
VII. Сгруппируйте известные вам литературоведческие термины в 5 групп: Роды и жанры литературыИдейно-тематическое единство произведения (концептуальный уровень)Композиция, сюжет, конфликт произведения (уровень организации)Система образов и хронотоп произведения (уровень «внутренней формы»)Художественная речь (уровень внешней формы)История литературы

Проблематика. Тропы. Дактиль. Архитектоника Архаизмы. Сюжеты хроникальные. Предыстория. Тематика Метафора. Синекдоха. Пафос. Поэтическая лексика. Конфликт Кульминация. Оксюморон. Композиционный прием. Пролог. Окказионализмы Умолчание. Лирические отступления. Антитеза. Гротеск. Анафора. Эпифора. Новелла. «Монтаж Ассонанс. Аллитерация. Сюжет. Эпос. Драма. Эпопея. Фабула. Литература эпохи Просвещения. Постмодернизм. Эпилог. Критический реализм. Романтизм. Сатира. Вставные (вводные) эпизоды. Роды литературы. Симплока .Завязка. Лирические отступления. Лирика. Зевгма Рассказ. Очерк. Ода. Эпос. Драма. Замкнутая система персонажей Эпопея. Водевиль. Литературное направление. Классицизм.

VIII. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания. При выполнении заданий ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов . ВЕЧЕР Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, – Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем . (А.А. Фет , 1855 г .) 1.«Далеко , в полумраке , луками //Убегает на запад река …". Как называется художественное описание природы в литературном произведении ? 2.К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака "? 3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня " в "дыханье ночном "? 4.Назовите художественное средство , неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою ", "в померкшем лугу " и т .п .). IX. Сделайте целостный анализ рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» 10 класс (социально-гуманитарный профиль) Контрольный тест по теме «Введение в литературоведение» Вариант I
I.Соотнесите понятие и варианты определений. Выберите один правильный ответ:
1.Тема – это: А.Объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих автора в произведении, то, что он пытается осмыслить, к чему пытается вызвать интерес читателя Б Сторона жизни, являющаяся фактором противоречия, та «точка напряжённости», которая особенно интересует писателя В Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому
2.Пафос – это: А. Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому Б. Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств В.Представления писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность
3.Сюжет – это: А.Определённое построение и расположение частей, элементов и образов произведения в значимой для автора последовательности; соединение отдельный частей произведения в одно целое Б.Система событий и действий, заключённая в произведении, его событийная цепь в той последовательности, в которой она дана в произведении; развитие событий во времени и пространстве. В.Противоборство, столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия
4.Хронотоп - это… A) временная характеристика художественного произведения Б) пространственная характеристика художественного произведения В) пространственно - временная организация художественного произведения
5.Речевые фигуры – это: А) Намеренное изменение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение – определяемому слову Б) Особые формы синтаксических конструкций, изощрённое сочетание слов, с помощью которых усиливается экспрессивность речи, усиливается сила её воздействия на читателя. В) Обороты, основанные на употреблении слова или выражения в переносном значении, характеризующиеся образностью, двуплановостью, экспрессией
II. Выберите из предложенных вариантов пропущенное слово в определении:
1. Вид драмы, противоположный комедии - это: A) драма Б) трагедия В) водевиль Г) эпопея
2.Совокупность фундаментальных содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей чаще всего одного времени - это понятие, обозначающее … A) род Б) литературное направление В) жанр Г) образность
3. Доминантой человеческой природы объявил чувство, а не разум… A) романтизм Б) критический реализм В) символизм Г) сентиментализм
4.Вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах - это… A) трагедия Б) драма В) комедия Г) мелодрама
5.Начальный момент развития событий в художественном произведении - это… A) сюжет Б) кульминация В) завязка г) развязка
III. Выберите один правильный ответ на предложенный вопрос:
1.В каком литературном направлении главным принципом изображения является «утверждение гражданственности, строгое соблюдение норм и правил "? A) классицизм Б) сентиментализм В) реализм
2. С каким литературным направлением связано творчество В.А.Жуковского? A) сентиментализм Б) классицизм В) романтизм
3. Продолжите список писателей, творивших в русле критического реализма 19 века: Л.Толстой, Ф. Достоевский, Стендаль… A) Шукшин Б) Ломоносов В) Бальзак
4.К какому жанру литературоведы относят произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? А) поэма Б) роман в стихах В) психологический роман
5. Какая сюжетная особенность является общей в «Евгении Онегине» и «Мёртвых душах»? А) Адинамичный сюжет Б) наличие авторских лирических отступлений В) наличие эпилога
IV. Укажите лишнее:
1. A) эпос Б) лирика В) эстетический идеал Г) драма
2. A) идея Б) жанр В) сюжет г) стилистика
3. «Евгений Онегин», «Вий», «Полтава», «Медный всадник»
4. А) Арбенин Б) Нина В) Шприх Г) Скалозуб
5.А) сравнение Б) эпифора В) метафора Г) метонимия
V.Соотнесите информацию в правом и левом столбиках:
1.1. Сознательная авторская недосказанность, прерывание мысли с предоставлением читателю права самому догадаться о недосказанномА. Парцелляция
1.2. Насмешка, употребление слов в переносном значении, прямо противоположном их обычному смыслуБ.Умолчание
1.3. Вид метонимии, употребление имени собственного в значении нарицательногоВ. .Ирония
1.4. Повторение последнего слова или словосочетания в начале следующей фразыГ. .Антономазия
1.5. Намеренное интонационно расчленение предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложенияД. Анадиплозис
2.1. Дождик лил сквозь солнце , и под елью мшистой Мы стояли, точно в клетке золотой..А. Градация
2.2. Деревья радостно трепещут , Купаясь в небе голубом…Б.Параллелизм
2.3.Не вздумайте бежать. Это я вызвал . Найду,/ Догоню,/ Доконаю,/ Замучу.В. Олицетворение
2.4.В синем море волн хлещут, В синем небе звёзды блещутГ. Сравнение
2.5.Чуждый чарам черный чёлн… Чуждый чистый чарам счастья , Челн томленья , челн тревог …Д. Аллитерация
3.1.Виды темА. Социально-политические, философские, нравственно-этические, национально-исторические…
3.2.Виды проблемБ.Героические, трагические, сатирические, романтические…
3.3.Виды пафосаВ. Психологические, нравственные, этические; локальные, субстанциональные
3.4.Виды композицииГ. Вечные, национальные, исторические, внутрилитературные
3.5.Виды конфликтовД. Линейные, обратные, кольцевые, свободные
VI. Определите, какое из приведённых ниже суждений характеризует систему авторских оценок, проблему, идею, пафос, тему, систему образов, особенности сюжета, особенности композиции (отвечая, ставьте номер суждения и записывайте словами, что оно характеризует):
1.В романе Ф.Достоевского «Бедные люди» преобладает жалость к несправедливо униженному «маленькому человеку».
2.Персонажи комедии Д.Фонвизина «Недоросль» чётко делятся на положительных и отрицательных.
3.В романе М.Горького «Мать» изображена жизнь пролетариата в канун первой русской революции.
4..Возвышенным натурам не дано обрести гармонии, они обречены на одиночество – так можно понять поэму М.Лермонтова «Демон»
5.В пьесе «Баня» В.Маяковский изображает современную ему жизнь с точки зрения «коммунистического далёко».
6.Может ли человек перенести «кровь по совести» - вот главный вопрос романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
7.Прочитав рассказ Л.Андреева «Красный смех», невольно приходишь к мысли, что жизнь человека ничтожна и бессмысленна.
8.По принципу усиления построено описание внутреннего убранства Собакевича в «Мёртвых душах» Н.Гоголя.
9.Одной из важнейших особенностей романа А.Пушкина «Евгений Онегин» является использование лирических отступлений
10.Почти во всех романах Ф.Достоевского есть персонажи-двойники.
VII. Сгруппируйте известные вам литературоведческие термины в 5 групп: Роды и жанры литературыИдейно-тематическое единство произведения (концептуальный уровень)Композиция, сюжет, конфликт произведения (уровень организации)Система образов и хронотоп произведения (уровень «внутренней формы»)Художественная речь (уровень внешней формы)История литературы

Проблематика. Тропы. Дактиль. Архитектоника Архаизмы. Сюжеты хроникальные. Предыстория. Тематика Метафора. Синекдоха. Пафос. Поэтическая лексика. Конфликт Кульминация. Оксюморон. Композиционный прием. Пролог. Окказионализмы Умолчание. Лирические отступления. Антитеза. Гротеск. Анафора. Эпифора. Новелла. «Монтаж Ассонанс. Аллитерация. Сюжет. Эпос. Драма. Эпопея. Фабула. Литература эпохи Просвещения. Постмодернизм. Эпилог. Критический реализм. Романтизм. Сатира. Вставные (вводные) эпизоды. Роды литературы. Симплока .Завязка. Лирические отступления. Лирика. Зевгма Рассказ. Очерк. Ода. Эпос. Драма. Замкнутая система персонажей Эпопея. Водевиль. Литературное направление. Классицизм.
VIII. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания. При выполнении заданий ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов . ВЕЧЕР Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, – Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем . (А.А. Фет , 1855 г .) 1.«Далеко , в полумраке , луками //Убегает на запад река …". Как называется художественное описание природы в литературном произведении ? 2.К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака "? 3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня " в "дыханье ночном "? 4.Назовите художественное средство , неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою ", "в померкшем лугу») IX. Сделайте целостный анализ рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» 10 класс (социально-гуманитарный профиль) Контрольный тест по теме «Введение в литературоведение» Вариант II
I.Соотнесите понятие и варианты определений. Выберите один правильный ответ:
1.Проблема – это: А.Объект художественного изображения; круг явлений, привлекающих автора в произведении, то, что он пытается осмыслить, к чему пытается вызвать интерес читателя Б Сторона жизни, являющаяся фактором противоречия, та «точка напряжённости», которая особенно интересует писателя В Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому
2.Идея – это: А. Обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения и выраженная в образной форме; авторское отношение к изображаемому Б. Эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств В.Представления писателя о высшей норме человеческих отношений, о человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность
3.Композиция – это: А.Определённое построение и расположение частей, элементов и образов произведения в значимой для автора последовательности; структура художественного произведения; соединение отдельный частей произведения в одно целое Б.Система событий и действий, заключённая в произведении, его событийная цепь в той последовательности, в которой она дана в произведении; развитие событий во времени и пространстве. В.Противоборство, столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия
4.Хронотоп - это… A) временная характеристика художественного произведения Б) пространственная характеристика художественного произведения В) пространственно - временная организация художественного произведения Г) хронологическая последовательность сюжетных линий
5.Речевые тропы – это: А) Намеренное изменение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение – определяемому слову Б) Особые формы синтаксических конструкций, изощрённое сочетание слов, с помощью которых усиливается экспрессивность речи, усиливается сила её воздействия на читателя. В) Обороты, основанные на употреблении слова или выражения в переносном значении, характеризующиеся образностью, двуплановостью, экспрессией
II. Выберите из предложенных вариантов пропущенное слово в определении:
1.Монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики - это… A) трагедия Б) драма В) эпопея Г) повесть
2.Род литературы, в котором первичен не объект, а субъект выказывания и его отношение к изображаемому - это… A) эпос Б) эпопея В) трагедия Г) лирика
3.Разлад между идеалом и действительностью составляет сущность ..?.. двоемирия A) сентименталистского Б) классицистического В) реалистического Г) романтического
4.Столкновение противоположных сил в художественном произведении - это.. A) сюжет Б) тема В) конфликт Г) фабула
5.Своеобразное вступление в произведение, эмоционально настраивающее читателя на восприятие, рассказ о событиях прошлого – это… А) завязка Б) кульминация В) пролог г) эпилог
III. Выберите один правильный ответ на предложенный вопрос:
1.В каком литературном направлении главным принципом изображения является «стремление к правдивому изображению действительности в присущих ей противоречиях»? A) классицизм Б) сентиментализм В) реализм
2.С каким литературным направлением связано творчество М.В.Ломоносова? A) сентиментализм Б) классицизм В) романтизм
3. Продолжите список писателей, творивших в русле романтизма 19 века: В Жуковский, М.Лермонтов, Н.Гоголь… A) Шукшин Б) Гофман В) Фонвизин
.4.К какому жанру литературоведы относят произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души»? А) поэма Б) роман в стихах В) психологический роман
5. Какая сюжетная особенность является общей в «Евгении Онегине» и «Мёртвых душах»? А) Адинамичный сюжет Б) наличие авторских лирических отступлений В) наличие эпилога
IV. Укажите лишнее:
1. A) трагедия Б) комедия В) роман Г) метафора
2.A) трагедия Б) драма В) баллада Г) стилистика
3. «Ася», «Мёртвые души», «Портрет», «Тарас Бульба»
4.А) Бэла Б) Грушницкий В) Гагин Г) Максим Максимыч
5.А) олицетворение Б) градация В) симплока г) эллипсис
V.Соотнесите информацию в правом и левом столбиках:
1.1. Сознательная авторская недосказанность, прерывание мысли с предоставлением читателю права самому догадаться о недосказанномА. Парцелляция
1.2. Насмешка, употребление слов в переносном значении, прямо противоположном их обычному смыслуБ.Умолчание
1.3. Вид метонимии, употребление имени собственного в значении нарицательногоВ. .Ирония
1.4. Повторение последнего слова или словосочетания в начале следующей фразыГ. .Антономазия
1.5. Намеренное интонационно расчленение предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложенияД. Анадиплозис
2.1. Дождик лил сквозь солнце , и под елью мшистой Мы стояли, точно в клетке золотой..А. Градация
2.2. Деревья радостно трепещут , Купаясь в небе голубом…Б.Параллелизм
2.3.Не вздумайте бежать. Это я вызвал . Найду,/ Догоню,/ Доконаю,/ Замучу.В. Олицетворение
2.4.В синем море волн хлещут, В синем небе звёзды блещутГ. Сравнение
2.5.Чуждый чарам черный чёлн… Чуждый чистый чарам счастья , Челн томленья , челн тревог …Д. Аллитерация
3.1.Виды темА. Социально-политические, философские, нравственно-этические, национально-исторические…
3.2.Виды проблемБ.Героические, трагические, сатирические, романтические…
3.3.Виды пафосаВ. Психологические, нравственные, этические; локальные, субстанциональные
3.4.Виды композицииГ. Вечные, национальные, исторические, внутрилитературные
3.5.Виды конфликтовД. Линейные, обратные, кольцевые, свободные
VI. Определите, какое из приведённых ниже суждений характеризует систему авторских оценок, проблему, идею, пафос, тему, систему образов, особенности сюжета, особенности композиции (отвечая, ставьте номер суждения и записывайте словами, что оно характеризует):
1.В романе Ф.Достоевского «Бедные люди» преобладает жалость к несправедливо униженному «маленькому человеку».
2.Персонажи комедии Д.Фонвизина «Недоросль» чётко делятся на положительных и отрицательных.
3.В романе М.Горького «Мать» изображена жизнь пролетариата в канун первой русской революции.
4..Возвышенным натурам не дано обрести гармонии, они обречены на одиночество – так можно понять поэму М.Лермонтова «Демон»
5.В пьесе «Баня» В.Маяковский изображает современную ему жизнь с точки зрения «коммунистического далёко».
6.Может ли человек перенести «кровь по совести» - вот главный вопрос романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»
7.Прочитав рассказ Л.Андреева «Красный смех», невольно приходишь к мысли, что жизнь человека ничтожна и бессмысленна.
8.По принципу усиления построено описание внутреннего убранства Собакевича в «Мёртвых душах» Н.Гоголя.
9.Одной из важнейших особенностей романа А.Пушкина «Евгений Онегин» является использование лирических отступлений
10.Почти во всех романах Ф.Достоевского есть персонажи-двойники.
VII. Сгруппируйте известные вам литературоведческие термины в 5 групп: Роды и жанры литературыИдейно-тематическое единство произведения (концептуальный уровень)Композиция, сюжет, конфликт произведения (уровень организации)Система образов и хронотоп произведения (уровень «внутренней формы»)Художественная речь (уровень внешней формы)История литературы

Проблематика. Тропы. Дактиль. Архитектоника Архаизмы. Сюжеты хроникальные. Предыстория. Тематика Метафора. Синекдоха. Пафос. Поэтическая лексика. Конфликт Кульминация. Оксюморон. Композиционный прием. Пролог. Окказионализмы Умолчание. Лирические отступления. Антитеза. Гротеск. Анафора. Эпифора. Новелла. «Монтаж Ассонанс. Аллитерация. Сюжет. Эпос. Драма. Эпопея. Фабула. Литература эпохи Просвещения. Постмодернизм. Эпилог. Критический реализм. Романтизм. Сатира. Вставные (вводные) эпизоды. Роды литературы. Симплока .Завязка. Лирические отступления. Лирика. Зевгма Рассказ. Очерк. Ода. Эпос. Драма. Замкнутая система персонажей Эпопея. Водевиль. Литературное направление. Классицизм.
VIII. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания. При выполнении заданий ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов . ВЕЧЕР Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака. На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, – Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем . (А.А. Фет , 1855 г .) 1.«Далеко , в полумраке , луками //Убегает на запад река …". Как называется художественное описание природы в литературном произведении ? 2.К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака "? 3. Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня " в "дыханье ночном "? 4.Назовите художественное средство , неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою ", "в померкшем лугу») IX. Сделайте целостный анализ рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» План целостного анализа художественного произведения с комментариями по рассказу «Старуха Изергиль» Компонент анализаНекоторые комментарии по рассказу Горького
1.Краткие сведения о писателе и месте произведения в его творчестве Максим Горький начал свою литературную деятельность на рубеже 19-20 веков. Первый его рассказ «Макар Чудра», появившийся в печати в 1892 году, как и последующие рассказы, сказки, баллады («Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песнь о Соколе») были проникнуты духом романтизма, поэтому Горького называют неоромантиком. Горький считал, что он жил в эпоху, когда «настало время нужды в героическом», когда «все хотят возбуждающего, яркого, такого.., чтобы не было похоже на жизнь, а было выше её, лучше, красивее». Отсюда главный принцип молодого писателя – «возвыситься над действительностью». Этот принцип и порождает ярких романтических героев, похожих на героев М.Лермонтова. «…и там и здесь гордые, вольнолюбивые, не уживающиеся в теснинах жизни люди,, с сильными страстями, без страха смерти, презирающие общепринятые каноны морали, алчущие жизни – подвига и сгорающие во имя любви к человеку и человечеству», - так пишет о героях романтических рассказов Горького И.Бродский. Два качества есть у горьковских героев-романтиков – гордость и сила, заставляющие их стремиться к безграничной свободе, даже если ради свободы приходится жертвовать жизнью. Поэтому именно проблема свободы становится центральной проблемой ранних рассказов писателя. А какие ещё черты романтизма можно отметить в этих рассказах? «Старуха Изергиль» не исключение. Сравнительно небольшой рассказ поражает богатством и глубиной заключённых в нём мыслей: прославление радости и красоты жизни, гимн свободе, стремление к подвигам, величие самопожертвования. А в итоге – одна из главных проблем, поставленных писателем: проблема смысла человеческой жизни. Отсюда героический пафос рассказа. Композиция рассказа своеобразна. Он состоит из трёх частей. (Каких? Какую часть рассказа можно считать центральной? Почему? Каково назначение трёхчастной композиции? Какова её роль в раскрытии идейного содержания рассказа? ) Отличительная черта рассказа – резкая контрастность, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и тёмного. Противоположность двух главных героев – эгоиста Ларры и героя Данко – основа композиции рассказа.. Что вы можете рассказать об этих героях? В чём они противопоставлены? В чём различие и сходство судеб Ларры и Данко? Можно ли того и другого назвать «сверхчеловеком»? Почему? Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд? Как относятся люди к каждому из героев? В чём, с точки зрения соплеменников, состоит вина каждого из героев? Центральное место в рассказе занимает история и образ самой Изергиль Две легенды, которые Изергиль включила в рассказ о своей жизни, раскрывает смысл её рассказов. Описание бурной жизни мятущейся Изергиль, женщины с сильным характером и отзывчивым сердцем, но без ясной цели в жизни, является естественной связью между легендами о Ларре и Данко. Законы, которыми она руководствуется в жизни, - подчинение своим страстям и любовь к подвигам. Что вы узнали о жизни Изергиль? Чем жизнь старухи Изергиль напоминает жизнь героев её легенд и чем от них отличается? Найдите в рассказе старухи Изергиль мотивы проповеди (поучения). Кается ли она в грехах? Для доказательства используйте примеры из текста. Однако помимо точки зрения Изергиль в рассказе выражена и иная точка зрения, принадлежащая молодому рассказчику (автору-повествователю), который слушает Изергиль, изредка задавая ей вопросы. Что известно читателю о жизни юноши? Почему у него нет имени? Меняется ли отношение юноши к старухе Изергиль на протяжении всего рассказа? Если меняется, то как и почему? Когда неприязнь рассказчика к внешнему виду старухи исчезает? Почему? В чём автор-повествователь не согласен с философией Изергиль? (Обратите внимание, что уточняет автор в рассказе Изергиль). Запомните: повествователь не идеализирует ни его собеседницу, ни героев её легенд, т.к.вольнолюбие «гордого» человека может принимать индивидуалистический характер. Особенности языка рассказа связаны прежде всего с романтическими принципами: прежде всего, это большая роль пейзажа в рассказе, устойчивыми атрибутами которого являются море, облака, луна, ветер, степь, что является образными знаками бесконечного пространства, сказочности, фантастичности. Изображение строится на гиперболизации, на игре света и тени. Пейзаж тесно взаимодействует с героем или противостоит ему. Как меняется пейзаж в рассказе? Проследите это по тексту каждого из трёх рассказов. Как вы можете это объяснить? Для усиления исключительности обстоятельств писатель широко использует фантастику, целый ряд сказочных приёмов, из тропов – эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, из синтаксических фигур – инверсию, повторы, антитезы, риторические вопросы и восклицания, обращения. Попробуйте найти несколько примеров в тексте.
2.Литературное направление, определившее особенности произведения
3.Тематика
4.Проблематика
5.Идея
6. Позиция автора и способы её выражения
7.Пафос
8.Жанр
9.Конфликт(ы)
10.Сюжет, сюжетные и несюжетные элементы
11.Фабу
Категория: Мои файлы | Добавил: Рассвет
Просмотров: 7278 | Загрузок: 872 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 SergQUIEK  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/proizvodstvo-svarnykh-konstruktsiy/>стальные конструкции в современном строительстве</a>

1 Лилит  
0
pomogite

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz